Сайт воспитателя Реутиной Зои Александровны МБДОУ "Малышок" с.Доброе Липецкой области

Муниципальное МО выступала с докладом "Технология формирования элементарных математических представлений «Математические ступеньки» Е. В. Колесниковой

20 апреля 2021

1 Технология формирования элементарных математических представлений «Математические ступеньки» Е. В. Колесниковой

2 Парциальная образовательная программа «Математические ступеньки» 

Колесниковой  Елены Владимировны  более 15 лет используется воспитателями России. Была незаменимой помощницей в условиях перехода на модель развивающего обучения, в период введения вариативности программ дошкольного образования. После принятия ФГОС к структуре основной образовательной программы в неё были внесены изменения. Парциальная образовательная программа «Математические ступеньки» и учебно – методический комплект в 2015 году были дополнены и переработаны в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования к структуре Программы, её объёму, условиям реализации и результатам освоения. Длительное время она используется и у нас в детском саду в старшем и подготовительном возрасте.

3 Цель  программы  –  формирование  у  дошкольников  элементарных математических представлений.

Задачи программы:

Решаются задачи не только образовательного характера (формирование  навыков  количественного  и  порядкового  счёта  в пределах 10 (20), знакомство  с геометрическими фигурами, учить детей решать простые арифметические задачи и т.д), но и развивающие (развитие логическое мышления, мелкой моторики) и воспитательные (воспитание самостоятельности при выполнении заданий, самоконтроля и самооценки и т. д)

4 Учебный материал сгруппирован по следующим разделам:

  Количество и счёт

Цель раздела: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 20, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, знакомить с математическими знаками (больше, меньше, равно); закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

  Геометрические фигуры
В разделе геометрические фигуры закрепление представлений о многоугольниках и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

 

  Величина

Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

  Ориентировка во времени

  Ориентировка в пространстве

В этом разделе развивать чувство времени, определять время по часам, знакомство с часами (стрелки, циферблат);
  закреплять представления детей о последовательности дней недели, месяцев года, развивать ориентировку пространственных представлений.

  Логические задачи

Во  все разделы  включены  логические  задачи,  что  способствует развитию логических форм мышления.

 5 Какие положительные моменты можно отметить в этой программе?

-Материал программы соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка.

-Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

-Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации, в которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей;

-Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет детей, а способствует лучшему запоминанию математических понятий, а это в свою очередь позволяет качественно подготовить детей к обучению в школе.

-Большая часть материала дети не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют.

-Математическое развитие строится на принципе интеграции образовательных областей. То есть это не просто знакомство с цифрами, числами, количеством, но и изучение времен года, времени суток и т.д. Все это помогает расширять кругозор, логику, обогащать словарный запас, развивать речь, что очень важно для специфики наших групп.

-Весь материал, методы,  формы организации строится с возрастными особенностями, принцип от самого простого к самому сложному.

-Дифференцированный подход к детям в зависимости от уровня развития.

 6 Формы работы программы:

1) разрешение проблемных ситуаций;

2) побуждение к самостоятельному поиску ответа на поставленную учебно-игровую задачу;

3) обращение за помощью к сказочным героям.

4) система увлекательных игр и упражнений с числами, цифрами, математическими знаками, геометрическими фигурами и т. д. ;

Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую часть, физкультминутки, что способствуют развитию математических навыков, мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений.

Программа включает работу по группам, коллективную, самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия.

7 Основные технологии программы:

 - Игровые технологии

-Здоровьесберегающие технологии;
            - Информационно-коммуникационные технологии;
             -Личностно-ориентированное обучение;

       - Элементы системы развивающего обучения Данила Борисовича Эльконина-Василия Васильевича Давыдова;

   К программе разработана рабочая тетрадь. В рабочих тетрадях используются стихи, загадки, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия.

 8-9 Программа написана просто, ясно и понятно, доступна детям, на мой взгляд, достаточно и методических рекомендаций к рабочим тетрадям. Хорошая подача материала, интересные задания. Мне было очень интересно проводить занятия с детьми, проходить вместе с ними все этапы, радоваться их успехам, помогать им и направлять.
10 Таким образом, я могу отметить только положительные моменты  программы Колесниковой Е. В. «Математические ступеньки». Она удобна в использовании для  педагогов, а ребенку помогает достигать уровня математического развития для успешного обучения в современной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: